Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности Озорные клавиши

1

Оглавление
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ .............................................................................................. 3
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................... 6
1. Пояснительная записка ................................................................................................ 6
1.1. Направленность программы..................................................................................... 7
1.2. Актуальность Программы ........................................................................................ 7
1.3. Отличительные особенности, новизна Программы .............................................. 8
1.4. Адресат Программы .................................................................................................. 9
1.5. Принципы и подходы в реализации Программы ................................................. 11
1.6. Сроки реализации программы, объем учебного времени ................................... 12
1.7. Особенности организации образовательного процесса ...................................... 13
1.8. Форма подведения итогов реализации программы .............................................. 14
1.9. Цель программы .................................................................................................... 14
1.10.

Задачи реализации программы ......................................................................... 14

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................... 16
2. Содержание Программы ......................................................................................... 16
2.1. Учебный (тематический) план ............................................................................... 16
2.2. Содержание учебного (тематического) плана ..................................................... 16
2.3. Методы организации и осуществления деятельности детей .............................. 18
2.4. Технологии обучения ........................................................................................... 18
2.5. Планируемые результаты освоения и способы их проверки ........................... 22
2.6. Календарный учебный график Программы ....................................................... 23
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................ 25
3. Условия реализации программы ............................................................................ 25
3.1. Материально – техническое обеспечение ............................................................ 25
3.2. Кадровое обеспечение ............................................................................................ 25
3.3. Методическое обеспечение Программы ............................................................... 25
Список литературы ........................................................................................................ 26
Приложение 1 ................................................................................................................. 27

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Основание для
разработки
Программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности «Озорные
клавиши»
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
3

Заказчики
Программы
Основные
разработчики
Сроки
реализации
Цель

Задачи

«О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Устав МАДОУ № 23
15. Лицензия МАДОУ № 23
Педагогический совет, родители
Музыкальный руководитель – Козина А.А.
Зам. зав. по ВМР - Ваулина Е.П.
2 года
Воспитание социально-активной личности средствами
музыкального искусства через развитие музыкальных
способностей посредством обучения игре на фортепиано,
создание условий для раннего приобщения ребёнка к миру
музыки, его перехода от игровой деятельности к учебноисполнительской с помощью овладения навыками игры на
фортепиано.
Образовательные
• Формировать
первоначальные
музыкальные
представления о природе звука.
• Познакомить с расположением звуков в разныхоктавах.
• Обучить нотной грамоте: расположению нот в
скрипичном и басовом ключе, различению длительностей,
знаков альтерации.
• Обучить основным приёмам звукоизвлечения.
• Организовать игровые движения.
4

Ожидаемые
результаты

Развивающие
• Формировать и расширять музыкальный кругозор.
• Развивать музыкальную память.
• Развивать внимание и воображение.
• Развивать творческий и интеллектуальныйпотенциал.
• Формировать потребность в музыкально- творческой
деятельности.
Воспитательные
• Сформировать у детей чувство любви и интереса к
музыке.
• Воспитать личностные качества: трудолюбие, внимание,
силу воли, терпение, стремление к достижению цели.
• Формировать чувство товарищества, дружелюбия.
• Приобрести навык самостоятельной работы.
1. Устойчивый интерес детей – участников кружка
«Озорные клавиши» к музыкально – исполнительской
деятельности и желание её продолжать в период школьного
обучения.
2. Овладение детьми основами нотной грамоты.
3. Овладение элементарными способами извлечения звуков
разной длительности и силы.
4. Овладение техникой исполнения двух – трех мелодий.
5. Удовлетворенность родителей качеством исполнения
заказов.
По окончании базового обучения по данной программе
ребенок будет:
Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях,
направлениях в музыке; о композиторах разных эпох.
Уметь: слышать,
понимать,
анализировать,
аккомпанировать и подбирать музыку. Разбираться в жанрах,
стилях, направлениях произведений.
Освоит: навыки звукоизвлечения, технические навыки,
навыки ансамблевой игры.

5

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Концептуальные и правовые основы разработки Программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Озорные
клавиши» (далее Программа) определяет содержание и организацию
дополнительного образования детей Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 23 «Светлячок» (далее МАДОУ №
23).
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми
документами Российской Федерации:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
6

рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Устав МАДОУ № 23
1.1. Направленность программы
Программа имеет художественную направленность.
Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование
личности через искусство, воспитание человека способного ценить, творчески
усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Музыка – одно из богатейших и действенных средств эстетического
воспитания, обладающее большой силой эмоционального воздействия и поэтому
является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и
эстетических идеалов. Поэтому музыкальному воспитанию и развитию
музыкальных способностей детей уделяетсябольшое внимание.
Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает
влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития
познавательных сторон личности.
Программа направлена на развитие эмоционально-ценностного отношения к
музыке, отношения к музыке, устойчивого интереса к музыкальному искусству
своего народа и других народов мира, потребности к самостоятельному общению с
высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию.
Программа обеспечивает социализацию и адаптацию ребенка к жизни в
современном обществе, развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого
голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения.
1.2. Актуальность Программы
Актуальность Программы обусловлена тем, что музыкальное развитие является
эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного
мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного
развития. Упражнения для рук ускоряют процесс образования и закрепления
условных рефлексов, ускоряют созревание сенсомоторных зон коры головного
мозга, центра речи, способствует интеграции деятельности мозга. Массовое
распространение у детей дошкольного возраста нарушение психофизического и
двигательно-моторного характераопределяет актуальность решения таких проблем с
помощью занятий на музыкальном инструменте фортепиано.
7

Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности.
Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют
более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные»
сверстники.
Всем известно, что игра на фортепиано или рояле требует координации рук
и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не менее, исследования
также показали, что игра на данных музыкальных инструментах повышает общий
коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во время игры руки
должны двигаться независимо друг от друга, поэтому дети, которые проходят
обучение, имеют большую проворность, чем остальные.
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь
заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он
пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами,
исполняя нотный текст. Кроме того - музыкант, пусть даже начинающий - это
артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с
волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок
музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.
Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки.
Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне.
Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются
воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более
восприимчивыми к различным вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает
определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих
силах.
1.3. Отличительные особенности, новизна Программы
В интеграции основного и дополнительного образования при реализации ФГОС
ДО, отличительной особенностью Программы является её практическая значимость:
- приглашение детей дошкольного возраста в деятельность по их
заинтересованности к музыке и желанию.
- вовлечение их в активную творческую деятельность, направленную на
развитие музыкальных способностей;
- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
ребенка;
- формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса;
- стремление принимать участие в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
К новизне Программы можно отнести то, что с ее помощью педагог
воспитывает не профессионала - музыканта узкой направленности, а
прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной
социализации в жизни, а так же возможность одаренным детям дошкольного
возраста развивать свои музыкальные способности.
В связи с тем, что Программа рассчитана на реализацию в условиях
учреждения системы дошкольного образования, её методические установки
характеризуются рядом особенностей:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках егореализации;
8

3. Раскрепощение инициативы ребенка;
4. Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанника.
В основу Программы положена концепция развивающего обучения:
всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения
игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени,
многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты
его проявляются далеко не сразу. Обучение ориентировано на общие
художественные способности ребенка. Реализация данной Программы способствует
целостному развитию комплекса общих художественно – эстетических и
специальных музыкальных способностей.
1.4. Адресат Программы
Набор в объединение ведётся на принципах добровольности, с учётом
интересов детей и социального заказа родителей на основе анкетных данных,
свободный.
Программа рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 5– 7 лет на 2
года обучения. Программа реализуется в течение учебного года: с сентября по май,
один раз в неделю с воспитанниками старшей группы и два раза в неделю с
воспитанниками подготовительной группы, во второй половине дня.
На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно отзываются на
музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений:
«Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую
оценку произведению. Сказать, какисполняется, например, лирическая песня.
Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах
квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и
начинают произвольно владеть голосом.
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в
развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На
седьмом году продолжается становление новых психических образований
появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований
создает психологические условия для появления новых линий и направлений
развития. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита
двигательная сфера.
Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще
неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно
развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно
связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук
посредством игры на фортепиано является средством повышения интеллекта
ребенка, развития речи и подготовки к письму.
На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6—7 лет могут не
только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное
произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные
оттенки настроения, переданные в музыке. Ребенок способен к целостному
восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического
отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если
ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства
9

«музыкального языка». Благодаря этому дети действуют в соответствии с
определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных
движений.
Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные
вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого
внутреннего плана действий – способностью оперировать различными
представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших
изменений в личности ребенка является дальнейшие изменения в его
представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих новообразований
создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии. Таким
образом, у дошкольника появляются способности осознавать и отдавать себе отчет в
своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях,
чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего
возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот
период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же
время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие,
заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция
преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка
достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более
объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей
потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).
Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх
дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия
людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые
действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда
открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть
несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При
этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по
всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в
нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление
произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут
встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько
различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания 20-25 минут, объем
внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные
изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются
произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать
предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное
внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная
память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель:
запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной
10

памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на
запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог
успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей:
восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти
способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее
продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале)
пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью,
доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен
усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В
этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников
приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к
концу дошкольного возраста начинает формироваться словеснологическое
мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать
логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как
известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и
количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий.
Полностью словесно - логическое, понятийное, или абстрактное, мышление
формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать
причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может
делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8
последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возраста
характеризуются активизацией функции воображения – вначале воссоздающего
(позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и
творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот
период – сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй,
лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый
словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и
некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой
культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается
половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного
возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
За основу разработки программы взяты методики преподавания игры на
фортепиано Цыпина Г.М. Юдовина-Гальпериной Т.Б. Баренбойма Л.А. Нейгауза
Г.Г. Крюковой В.В. Беловановой М.Е.
1.5. Принципы и подходы в реализации Программы
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.
11

Направлена на создание условий развития детей, открывающих возможности для
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в соответствующих уровню развития детей видах
деятельности.
Программа разработана с учётом знаний детской психологии. Занятия
построены в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого
ребёнка.
При реализации образовательного процесса используются следующие
дидактические принципы:
Принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных
возможностей игры на фортепиано, использование аудио и видео записей,
выступление, как известных исполнителей, так и самих обучающихся, применение в
образовательном процессе иллюстративных материалов (название музыкальных
терминов, портретов композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции
картин).
Принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление
определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с
индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей.
Принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым обучающимся
для повышения уровня понимания музыкального материала, выразительности
динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания
музыкального произведения.
Принцип последовательности и систематичности основывается на изложении
учебного материала с позиции «от простого к сложному», а так же на регулярности
учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий.
Принцип сознательности и творческой активности состоит в сочетании
различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к
овладению знаниями, выработки самостоятельного подхода к изучаемому
материалу.
Принцип прочности и действенности результатов музыкального образования
выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени
эмоционального отношения в исполнении.
1.6. Сроки реализации программы, объем учебного времени
Объем программы- 96 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 32 часа;
2 год обучения: 64 часа.
Продолжительность 1 академического часа:
• 1 год обучения (старшая группа) - 25 минут;
• 2 год обучения (подготовительная группа) - 30 минут.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю:
• 1 год обучения: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому
часу.
• 2 год обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
12

часа.
Состав группы: – от 8 человек до 14 человек.
1.7. Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации Программы
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного – двух лет обучения в
детском саду.
Форма обучения - индивидуальная.
Вид занятий – практическое занятие.
Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач
используются следующие методы обучения:
 Словесный (объяснение, беседа, рассказ)
 Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 Практический (освоение приемов игры на инструменте);
 Эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Организация учебного процесса
На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в
мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного
исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами
чередования рук в одноголосном позиционном изложении. Уже при исполнении
одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере
мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических
построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей.
Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме
того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии.
Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное
усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкальнодвигательных навыков.
Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение
двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это
координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с
элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой
подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной
структуры.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием
слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки,
своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное
внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности
и четкости, артикуляционнойясности.
Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является
согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим
дыханием, артикуляционными штрихами.
Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на
материале вариационных циклов и сонатин.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более
13

сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.
Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейнохудожественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов
овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть
решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка
в его работе над исполнительской задачей любой сложности.
Организация воспитывающей деятельности.
Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и
обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение
реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и
приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей
музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а
средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он
включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие
воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная
воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и
моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке,
интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как
дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.
Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и
понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших
композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец
высших художественных ценностей.
1.8.

Форма подведения итогов реализации программы

Форма фиксации результатов реализации программы:
• Диагностика в начале года – сентябрь
• Диагностика в конце года – май
Проведение диагностики и фиксация результатов в диагностические карты
(приложение 1);
• Выступление на заключительном концерте – май
• Анкетирование родителей с целью выяснения потребностей и
удовлетворение качеством предоставляемой услуги.
1.9. Цель программы
Цель программы – формирование социально-активной личности средствами
музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством
обучения игре на фортепиано, создание условий для раннего приобщения ребёнка к
миру музыки, его перехода от игровой деятельности к учебно-исполнительской с
помощью овладения навыками игры на фортепиано.
1.10.

Задачи реализации программы

Образовательные
14

• Приобретение первоначальных музыкальных представлений о
природе
звука.
• Знакомство с расположением звуков в разных октавах.
• Обучить нотной грамоте: расположению нот в скрипичном и басовом
ключе, различению длительностей, знаков альтерации.
• Обучить основным приёмам звукоизвлечения.
• Организовать игровые движения.
• Развивающие
• Формировать и расширять музыкальный кругозор.
• Развивать музыкальную память.
• Развивать внимание и воображение.
• Развивать творческий и интеллектуальный потенциал.
• Формировать потребность в музыкально-творческой деятельности.
• Воспитательные
• Сформировать у детей чувство любви и интереса к музыке.
• Воспитать личностные качества: трудолюбие, внимание, силу воли,терпение,
стремление к достижению цели.
• Формировать чувство товарищества, дружелюбия.
• Приобрести навык самостоятельной работы.

15

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.

Содержание Программы

2.1. Учебный (тематический) план
1 год обучения
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Название разделов и тем

Количество академических часов
Теория
Практика
Всего
1
3
4
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
1
1
2
0.5
0.5
1
1
1
2
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
1
1
2
2
2
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
4
4
32
Итого:

Знакомство с инструментом
Ключи
Динамические оттенки
Ноты
Клавиатура
Первые аппликатурные навыки
Знакомство с нотным станом
Знакомство с нотоносцем
Длительность нот
Паузы
Ритмо - стиховое воспитание
Знаки альтерации
Звукоряд
Интервалы
Музыкальные диктанты
Трезвучия
Лад
Малыш за роялем

2 год обучения
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.

Название разделов и тем

Количество академических часов
Теория
Практика
Всего
Техника исполнения
Работа с правой рукой.
1
7
8
Игра двумя руками.
2
34
36
Игра в ансамбле.
1
15
16
Проверка техники исполнения
3
3
Заключительный концерт.
1
1
64
Итого:

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1-й год обучения
Тема занятия
Знакомство с
инструментом
Ключи

Содержание занятия
Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об
инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение
звукоизвлечения. Знакомство
с регистрами, начальные упражнения для рук.
Знакомство с нотными ключами- скрипичный ключ.
Басовый ключ
16

Кол-во
занятий
4

2

Динамические
оттенки
Ноты
Клавиатура
Первые
аппликатурные
навыки
Знакомство с
нотным станом
Знакомство с
нотоносцем
Длительность
нот
Паузы
Ритмо- стиховое
воспитание

Знаки альтерации
Звукоряд
Интервалы

Музыкальные
диктанты
Трезвучия
Лад
Малыш зароялем

Пиано. Форте.

2

Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш.
Белые клавиши. Скрипичный ключ.
Знакомство с октавами.
Обучение через игры, напр. «Волшебная коробочка»

2

Игра с «разноцветными нотами»

1

Игра «Магазинчик»

1

Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных
длительностей. Кабалевский
«Маленькая полька», укр.н.п. «Журавль»
Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р.н.п.
«Зайка»
Узнавание песни, изображенной на карточкахнотами одной
высоты.
Р.н.м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у
нас умный», р.н.п. «Веселыегуси», «Во саду ли…»
Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р.н.п. «Во поле
береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш
(двудольный размер),
вальс, менуэт (трехдольный)
Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар.Бемоль.
Тиличеева «Полька», Витлин «Киска»
До мажор
Чистая прима, большая секунда, большая терция,большая
септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая
секста
Ломов «Зайка», р.н.м. «Дождик», «В лесу родиласьелочка»,
«Кукушка», Лядова «Грустная песенка»,
Закрепление звуковысотных представлений с
опорой на зрительное восприятие
Учить детей различать разницу между интервалом и
аккордом
Функции лада- мажор, минор. Р.н.п. «Тень-тень»,
«Укр.народная песня»
Игра на фортепиано. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек»,
«Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п.
«Перепелочка»

2

Итого:

2
1

1
2

1
1
2

2
1
1
4

32

2-й год обучения:
Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во
занятий

Обучение игре на фортепиано
Техника
Работа с правой рукой. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек»,
исполнения
«Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка»
Игра двумя руками. Е.Гнесина «Этюд №15»,«Этюд №22»,
«Этюд №36», «Этюд №45», А.Шмидт «Этюд №21», «Этюд
№55», «Этюд №56». Р.н.п. «Веселые гуси», «Зайка»,
17

8
36

«Журавель», Ходила младешенька.», «Коровушка».М.Красев
«На льду», В.Калинников «Тень-тень», Д. Кабалевский
«Маленькая полька». Ж.Арман «Пьеса». А Гедике «Ригодон»,
«Менуэт». И Гайдн «Анданте».
Игра в ансамбле. Укр.н.п. «Казачок», «Журавель».Р.Шуман
«Песня». П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая
красавица».
Проверка техники исполнения: гамма до-мажор,этюды.
Заключительный концерт. Пьесы.
Итого:

16

3
1
64

2.3. Методы организации и осуществления деятельности детей
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания у обучающегося:
•
Показ;
•
Объяснение;
•
Инструктаж;
•
Разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения обучающегося:
•
Самостоятельная работа;
•
Иллюстрация.
Методы стимулирования познания и деятельности:
•
Поощрение;
•
Контроль;
•
Самоконтроль;
•
Оценка;
•
Самооценка;
•
Вручение подарка;
•
Одобрение словом.
Методы поощрения:
•
Благодарность;
•
Благодарственное письмо родителям;
• Устное одобрение.
Работа с родителями:
•
Консультации для родителей;
•
Участие в концертах;
•
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
•
Оформление стенд
При обучении игре на фортепиано используются следующие основные формы
занятий с обучающимися:
•
индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение нотной грамоте);
•
игра в ансамбле.
Подобная форма организации даёт возможность педагогу не только подготовить
ребенка к дальнейшему инструментальному исполнительству, но и обеспечить его
достаточным объёмом теоретических и практических знаний и умений для
дальнейшего обучения в музыкальной школе.
2.4.

Технологии обучения
18

Методики и технологии обеспечивающие выполнение Программы и
соответствуют принципам полноты и достаточности:
•
Игровая технология;
•
Технология опирающаяся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б.
Эльконин – В.В. Давыдов;
•
Технология проблемного обучения;
•
Технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
•
Проектная технология (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
•
Здоровьесберегающие технологии.
Игровая технология.
Концептуальные идеи и принципы:
•
игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса
обучения;
•
игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования
обучающихся к познавательной деятельности;
•
постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает
активность действий;
•
игра как социально – культурное явление реализуется в обществе. Через
общение она передается, общением она организуется, в общении она
функционирует;
•
использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого
потенциала обучаемых и, таким образом. К более глубокому, осмысленному и
быстрому освоению изучаемой дисциплины;
•
цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.).
•
результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат
достигнут;
•
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные
потребности личности в самовыражении самоутверждении, саморегуляции,
самореализации.
Технология, опирающаяся на познавательный интерес:
Концептуальные идеи и принципы:
•
активный
деятельностный
способ
обучения
(удовлетворение
познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание,
планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов
деятельности);
•
обучение с учётом закономерностей детского развития;
•
опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное
развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
•
ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
•
Концептуальные идеи и принципы:
•
активный
деятельностный
способ
обучения
(удовлетворение
познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание,
планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов
деятельности);
•
обучение с учётом закономерностей детского развития;
19

•
опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное
развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
•
ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
•
создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная
самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате
чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей,
овладение знаниями, умениями и навыками;
•
целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение
способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих
способностей;
•
проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
•
проблемные ситуации могут быть различными по уровню
проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации,
по другим методическим особенностям;
•
проблемные методы — это методы, основанные на создании
проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся,
требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных
вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
•
позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного
в их деятельность;
•
уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу,
различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и
активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его
предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций
участников совместной деятельности;
•
неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия
является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не
просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной
деятельности;
•
диалоговые ситуации возникают в разных формах
•
взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок средства обучения; ребенок – родители;
•
сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность.
Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к
•
познаваемой действительности, активизирует его познавательную
деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в
практике;
•
сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя
равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности,
самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
•
развитие свободной творческой личности, которое определяется
20

задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей,
динамичностью предметно-пространственной среды;
•
особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать
проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение
ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
•
способ достижения дидактической цели в проектной технологии
осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
•
интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках
единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
•
завершение процесса овладения определенной областью практического
или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающие технологии, используемые, на музыкальных занятиях.
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и
певческих способностей детей. Целью методики, разработанной Б.Толкачевым и
А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами
акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы
дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной
гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития
певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных,
полноценных движений органов артикуляции, способствуют тренировке мышц
речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений
животных.
Игровой массаж также используется на музыкально-валеологических
занятиях в детском саду. Приемы массажа полезны не только больному, но и
здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок
воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А.
Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних
дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус,
деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать
пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На
музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О.
Узоровой проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом
ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с
учетом возраста детей. Аккомпанировать таким играм можно на фортепиано, на
металлофоне, ксилофоне или использовать звучание шумовых инструментов.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в
развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух
развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм,
темп, тембр, динамика,
артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование
речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста
овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает
эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых
играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется
21

хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию
добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и
колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при
участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.
Пластика вносит в речевое музыцирование пантомимические и театральные
возможности.
Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей
музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи,
особенностями ритмического рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не
должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а
образу Медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков).
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в
процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации
под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную
(прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки
специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной
музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает
иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль,
восстанавливает спокойное дыхание.
2.5. Планируемые результаты освоения и способы их проверки
По окончании 1 года обучения :

свободно ориентируется в клавиатуре;

«слышит» нотный текст;

свободно сольфеджирует;

погружен в мир музыки, иначе говоря, достиг в определенной
мере

«музыкального насыщения», слух его относительно
натренирован;

освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений;
 ребенок хочет играть.

развит,

По окончании 2 года обучения :

самостоятельно разбирать музыкальное произведение (играть отдельно
правой и левой рукой);

уметь играть в ансамбле, слышать исполнение партнера;

уметь «читать» несложные произведения «с листа»;

хорошо ориентироваться в басовом и скрипичном ключе;

играть произведения в различных темпах;
 хорошо понимать
форму произведения (куплетная, двухчастная,
техчастная).
По окончании базового обучения по данной программе ребенок будет:
Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях, направлениях в
музыке; о композиторах разных эпох.
Уметь: слышать, понимать, анализировать, аккомпанировать и подбирать
музыку. Разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений.
Освоит: навыки
звукоизвлечения,
технические
навыки, навыки
22

ансамблевой игры.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития
детей.
Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ
продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей
в основе их дальнейшего планирования. Педагогическую диагностику проводит
педагог, работающийс детьми (приложение 1).
Формы подведения итогов реализации Программы:
 индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении
выученных произведений;
 выступление на утренниках;
 участие детей в конкурсах, фестивалях.
2.6.

Календарный учебный график Программы

Годовой цикл
Недели
Сентябрь

1 год обучения
НОД академ. часы

2 год обучения
НОД академ. часы

3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1

6
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2

3 недели
I
II
III

Октябрь

4 недели
I
II
III
IV

Ноябрь

4 недели
I
II
III
IV

Декабрь

4 недели
I
II
III
IV

Январь

2 недели
I
II

Февраль

4 недели
I
II
III
IV

Март

4 недели
I
II
III
IV

Апрель

4 недели
I
II
23

III
IV

Май

1
1
3
1
1
1
32

3недели
II
III
IV
Всего:

2
2
6
2
2
2
64

Основные характеристики образовательного процесса
Содержание
1 год обучения
2 год обучения
1. Количество учебных
32
32
недель
2. Количество учебных дней
32
64
3. Количество часов в неделю
1
2
4. Количество часов в
32
64
учебном году
5. Начало занятий
12 сентября
12 сентября
6. Окончание учебного года
31 мая
31 мая

24

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Условия реализации программы
3.1. Материально – техническое обеспечение
Музыкальный зал – 78,2 кв.м.,
перечень оборудования:
1. стульчики
2. электронное фортепиано
3. пианино «Элегия»
4. мультимедиапроектор
5. ноутбук
6. магнитофон.

3.2. Кадровое обеспечение
Музыкальное образование и уровень квалификации
требованиям ФГОС ДО.

педагога

соответствует

3.3. Методическое обеспечение Программы
Тема
Введение
Средства
музыкальной
выразительности
Знакомства с
нотной грамотой
Октавы
Нотная запись
Фортепиано –
инструмент –
оркестр
Тембры
музыкальных
инструментов
Жанровое
разнообразие
музыки
Композиторы
классики - детям
П.И. Чайковский
«детский альбом»

Дидактический материал
Таблицы, мультимедийная презентация
Видеофильм «Веселые нотки», «Ритм»,
«Музыкальная лесенка», таблицы, доска для
рисования, альбом для рисования, нотная тетрадь,
цветные карандаши, фломастеры
Видеофильм «Веселые нотки», «Ритм»,
«Музыкальная лесенка», таблицы, доска для
рисования, альбом для рисования, нотная тетрадь,
цветные карандаши, фломастеры
Таблицы, немая клавиатура

Техническое оснащение
компьютер, фортепиано
магнитофон, CD-диски,
компьютер, фортепиано
магнитофон, CD-диски,
компьютер, фортепиано

Таблицы, альбом для рисования, нотная тетрадь,
цветные карандаши
Карточки современных инструментов, фото
исполнителей

магнитофон, CD-диски,
фортепиано
магнитофон, CD-диски,
фортепиано
компьютер, магнитофон,
CD-диски, фортепиано

Карточки музыкальных инструментов,
мультимедийная презентация

компьютер, магнитофон,
CD-диски, фортепиано

Карточки, нотная тетрадь, цветные карандаши,
альбом для рисования, мультимедийная
презентация
Портреты композиторов, мультимедийная
презентация
Игрушки: кукла, солдатики, мультимедийная
презентация

компьютер, магнитофон,
CD-диски, фортепиано

25

магнитофон, CD-диски,
фортепиано
компьютер, магнитофон,
CD-диски, фортепиано

Список литературы
Список литературы педагога:
1. Белоненко Т.В., Литвинова В.П. И весело и серьезно. Сборник для детей
младшего возраста. – Ленинград: Издательство «Музыка», 1968.
2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз.руководителей
дет.садов. – М.: Просвещение, 1986.
3. Мадорский Л.Р. Музыкальное воспитание ребенка. М.: «Айрис - пресс»,
2011.
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
5. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ
«ЛАДА»», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005.
6. Радынова О.П. Слушаем музыку.: Книга для воспитателей и музыкального
руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и
методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Список литературы обучающихся:
1.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Для детей младшего возраста. –
М.: «Музыка», 1986.
2.
Кончаловская Н.П., Синявский П.А. Уроки музыки. Всё о музыкальных
инструментах. Нотная азбука. – ООО Издательство «Астрель», 2000.
3.
Королькова И.С. Я буду пианистом: метод.пособие для обучения нотной
грамоте и игре на фортепиано: часть 1, часть 2. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2012.
4.
Теплякова О.Н., Козлова О.Л. Мир младенца. Песенки. Для детей 1-2
лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. Теплякова О.Н., Козлова О.Л. Мир
младенца. Песенки. Для детей.

26

Приложение 1
Диагностика музыкальных способностей на начало учебного года:
№ п/п

Ф.И.
ребенка

Ладовое
чувство

Музыкальнослуховое
представление

Чувство
ритма

Всего

Общий
уровень

1.
2.

Диагностика музыкальных способностей на конец учебного года:
№ п/п

Ф.И.
ребенка

Ладовое
чувство

Музыкальнослуховое
представление

Чувство
ритма

Всего

Общий
уровень

1.
2.

Высокий уровень – 36 б Ближе к высокому – 27-34 б Средний уровень – 24 б
Ближе к низкому – 13-20 б Низкий уровень – 12 б
Начало года:
Задания для диагностики музыкальных способностей детей.
Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта №
5» (фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мысли полными
фразами.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние
впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать песню «Вместе весело шагать», определить характер
и содержание песни.
«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она,
определить характер музыки.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание
песни и определить характер.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить
регистры в смешанном и чистом звучании.
«3»
-внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно
выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр
верхний, средний и нижний.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш,
пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки
соответственно жанру исполняемого произведения.
«3»
-внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет
задание без подсказки.
27

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр
музыкального произведения, выложить карточки.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Ладовое чувство:
Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5
(фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мысли полными
фразами.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние
впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать песню «Улыбка», определить характер и содержание
песни.
«3»
-внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем
она, определить характер музыки.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержании
песни и определить характер.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить
регистры в смешанном и чистом звучании.
«3»
внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно
выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр
верхний, средний и нижний.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш,
пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки
соответственно жанру исполняемого произведения.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет
задание без подсказки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр
музыкального произведения, выложить карточки..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Музыкально – слуховое представление:
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее
точно после вступления под музыкальное сопровождение.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном
диапазоне.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков
«Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю
голосом знакомую попевку.
28

«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто
интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан
и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо
синее» небольшими группами и по одному..
«3» - правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением.
поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2»- называет правильно, владеет приема игры, но песенки не получается.
«1»- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Чувство ритма:
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7
звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с
трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка
вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Конец года:
Ладовое чувство:
Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш,
плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается
знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с
трехчастной формой музыкальных фраз.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние
впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.
Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,
определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается
умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои
мысли развернуто.
«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет
инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и
содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики»
определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет высокие, средние и
низкие звуки, правильно выкладывает карточки.
29

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и
низкий звуки.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после
прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ
движениями под музыку.
«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю,
изобразить движениями характерные черты главного героя.
«2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого,
изображает движениями по подсказке.
«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.
Музыкально – слуховое представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее
точно после вступления под музыкальное сопровождение.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса
педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с
удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков
«Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю
голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто
интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан
и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить
самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с
поддержкой взрослого.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7
звуков. Русская народная попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с
трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка
вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя
движение, эмоционально, четко.
30

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть
чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».