Программа физкультурно - оздоровительной работы 2021-2023 гг.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее, в связи с тенденцией к
ухудшению физической подготовленности дошкольников.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют
функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Развитие детей и улучшение их
здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. В
Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов,
но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых,
семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребёнок проводит большую часть
своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и
использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность
физического воспитания, но по данным анкетирования родителей в вопросах здоровьесбережения отмечается низкая компетентность в данном
элементе семейного воспитания. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их
двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в дошкольном учреждении и дома. Педагоги не в
состоянии решить проблему укрепления здоровья детей без помощи специалистов, медицинских работников, родителей ребёнка.
Перед коллективом учреждения стоит задача строительства единого образовательного пространства с целью создания условий для
воспитания здорового ребёнка, психологического, эмоционального его благополучия, развития личностных качеств.
Предварительный опрос родителей, статистика детских заболеваний, экологическое загрязнение, которое вызывает частое заболевание
верхних дыхательных путей, социальное обследование семей привело к необходимости взять приоритетным направлением в деятельности
учреждения физкультурно-оздоровительную работу. Выполняя требования программы по подготовке детей к школе, педагогический коллектив
учреждения основной задачей считает – обеспечение физического развития, создание здоровьесберегающих условий.
Программа разработана на основании
Закона «Об образовании в Российской федерации»
Бюджетный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Концепция модернизации российского образования.
Концепция управления качеством образования.
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014, "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
7. Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия по укреплению здоровья обучающихся воспитанников
образовательного учреждения» от 15.05.2000г № 1418
1.
2.
3.
4.
5.
6.

8. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» от
04.04.2003г № 139
9. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных
учреждениях» то 30.06.1992г № 186/272
10. Приказ Минздрава и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению проф. осмотров детей дошкольного
и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14.03.1995г № 60
11. Приказ Минздрава РФ «О временных отраслевых стандартах объёма медицинской помощи детям» от7.05.1998 №151
12. Письмо Минздрава РФ «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 29.12.1999г № 13-16/42
13. Рекомендации Минздрава России «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендованных для использования в питании детей и
подростков в организованных коллективах» от 9.05.1999г № 1100/964.99.15
14. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения» от 14.03.2000г № 65/23-16.
Цель программы
Сохранение
здоровья.

и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного

Задачи программы
1. Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, информационнопросветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного
образования.
2. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников.
3. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного
коллектива учреждения.
5. Повысить качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и
дошкольного возраста.
6. Создать в ДОУ условие для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
7. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивнооздоровительной работы.
8. Расширить кругозор, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны,
создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.

9. Воспитание у детей осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности: развитие валеологической культуры у ребенка,
основы валеологического сознания.
Ожидаемые результаты
Системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно
способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит
достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную
динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная
организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей,
поможет максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также поспособствует повышению двигательной
деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Основные направления
1. оздоровительное
2. лечебно- профилактическое
3. валеологическое
4. физическое
5. психо-эмоциональное
6. коррекционно – развивающее
7. комплексная диагностика.
Принципы построения программы
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и
практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и
целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех
видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и
состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия
положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Этапы реализации программы
Организационный этап – сентябрь – декабрь 2021 г.

мониторинг исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников;
анализ материально-технической базы и кадрового обеспечения;
выявление болевых точек в работе дошкольной организации, анализ профессиональной компетенции воспитателей;
организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО (оздоровительные режимы, комплексы закаливающих
мероприятий, физкультурные занятия всех типов, оптимальный двигательный режим и др.);
 укрепление материально-технической базы МДОУ (комплекты ростовой мебели, специальное оборудование медицинских кабинетов,
технологическое оборудование пищеблока и т.д.);
 обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в МДОУ (выполнение норм СанПиН, корректировка учебных планов
и программ);
 создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация
питьевого режима и питания воспитанников);
 изучение передового педагогического , медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных
технологий и методик;
 развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников (организация кружков,
систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий);
 оздоровительная работа с педагогами (проведение спартакиад среди подразделений Управления образования, профилактика
"эмоционального выгорания" педагогов);
 систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
Этап реализации – 2021-2023годы.
 отработка моделей и технологий системы оздоровительной и профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья
детей;
 внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в ДОУ: рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности; оптимальный двигательный режим;
эффективное закаливание; обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; преобладание положительных эмоций;
использование психолого-педагогических технологий;
 методическое и организационное сопровождение;
 развитие педагогического творчества;
 пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Завершающий этап – 2023г.
 проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы (стабилизация показателей уровня заболеваемости детей,
психоэмоциональных нарушений детей и педагогов);
 определение дальнейшей перспективы сохранения и укрепления здоровья детей.





Кадровое сопровождение программы

Наименование
должности

Содержание деятельности.

Заведующий




Заместитель заведующего по
ВМР
















Специалист по ОТ и ТБ
Заместитель заведующего по
АХЧ

Медицинский персонал
(медицинская
сестра
фельдшер)

и










Создание необходимых условий для укрепления здоровья детей.
Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других
условий по охране жизни и здоровья детей.
Нормативно-правовое, программное обеспечение реализации программы.
Проведение мониторинга.
Контроль за реализацией программы.
Составление расписания образовательной деятельности с учётом возраста детей, план оздоровительной
работы, двигательный режим в разных возрастных группах.
Контроль проведения всех физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Наблюдение за динамикой физического развития.
Осуществление за режимом дня.
Осуществление подбора пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с
учётом возрастных особенностей детей.
Проведение консультативной работы среди педагогов и родителей по вопросам физического развития и
оздоровления детей.
Проведение обучения и инструктажа по технике безопасности с административными работниками
Обеспечение правильной работы вентиляционных установок.
Регулирование тепловым и воздушным режимом образовательной организации.
Контроль за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных
ситуациях.
Контроль за соблюдением правил противопожарной безопасности.
Контроль за освещением.
Обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей.
Определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев
здоровья.
Организация и контроль проведения всех физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Осуществление за режимом дня.
Планирование и осуществление профилактических прививок.

 Наблюдение за динамикой физического развития.
 Контроль за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения.
Инструктор по физической

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Проведение санитарно-просветительской работы среди сотрудников учреждения и родителей.
 Проведение образовательной деятельности по физкультуре, досугов и праздников, индивидуальной
работы по развитию коррекции двигательных навыков детей.
 Наблюдение за динамикой двигательных навыков.
 Проведение диагностики двигательных навыков.
 Проведение консультаций для воспитателей по вопросам проведения утренней гимнастики, подвижных
игр, индивидуальной работы по развитию движения.
 Проведение просветительской работы с родителями по вопросам здорового образа жизни и использования
элементов физической культуры в домашних условиях
 Способствование развития эмоциональной сферы.
 Проведение образовательной деятельности по музыке, музыкальных игр и хороводов с детьми.
 Участие в проведении физкультурных досугов и праздниках.
 Соблюдение режима дня.
 Внедрение здоровьесберегающих технологий.
 Пропаганда ЗОЖ.
 Проведение закаливающих мероприятий.
 Ознакомление детей с методами оздоровления.
 Проведение оздоровительных гимнастик.
 Проведение просветительной работы с родителями.

Реализация основных направлений работы
Направления и задачи
Действия

Место

Сроки

Ответственный

проведения
I.Лечебнопрофилактическое
направление.
Задачи.
1. Обеспечение оптимальных
условий для охраны и
укрепления
здоровья
и
профилактики заболевания.

1. Разработать план
оздоровительной работы.

физкультурно

-

2. Реализация плана
оздоровительной работы.

физкультурно

-

Сентябрьдекабрь
2021
+

2022г.

+

+

2023г.
Зам.зав. по ВМР
Воспитатели

ДОО
+

3. Организация мониторинга здоровья детей
и разработка рекомендаций по оптимизации
детского здоровья.

+

4. Разработать и включить в работу с детьми
профилактические
мероприятия,
способствующие резистентности детского
организма
(например,
иммунизация,
щадящий режим в период адаптации и т.д.);
5. Создание здоровьесберегающей среды на
территории ДО:
- проект «Спортивный марафон»;
- проект «Детский сад – территория
здоровья»;

+

Медсестра,
зам.зав. по ВМР.
Зам.зав. по ВМР
воспитатели
инстр. по физо.

+

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
инстр. по физо.

+

6. Организовать работу семейного клуба для
родителей детей с ослабленным здоровьем.

Зам.зав. по ВМР
Воспитатели

+

7. Приобрести увлажнители воздуха.

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
инстр. по физо
Зам.зав. поАХЧ

+
8. Организация и проведение
выполнения санитарных правил.

контроля

9. Выявление и коррекция нарушения осанки,
плоскостопия.

+

Медсестра.

+
+

Медсестра.

1. Использование логопедической ритмики,
как средства в организации в проведении
оздоровительно - образовательного процесса
с детьми дошкольного возраста.
2.
Внедрить
следующие
технологии:
речедвигательной ритмики (А. Я. Мухина),
коррекции психомоторного развития (А. Л.
Сиротюк), логопедической, фонетической и
речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылёва,
М. Ю. Картушина), артпедагогические
технологии в специальном образовании ( Е.
4. формирование навыка А. Медведева) игровые технологии в
правильной осанки, развития логопедической коррекции ( Л. В. Забродина,
С
Ренизчук).
мышечно-суставного чувства Е.
правильной
осанки;
профилактика плоскостопия. 3. Создание условий для вовлечения семей
непосредственно
в
5. обеспечить комплексную воспитанников
коррекцию
речевых образовательный процесс, осуществление
нарушений у дошкольников поддержки родителей в воспитании детей,
в образовательном процессе; охране и укреплении их здоровья:
- консультирование
- оказание психологической помощи в
ситуации реальных затруднений.
II.Коррекционноразвивающее направление.
Задачи:
1.
создание
условий,
обеспечивающих психическое,
физическое
здоровье,
эмоциональный комфорт;
2.
обеспечение
психологического комфорта и
легкой,
безболезненной
адаптации
детей
к
дошкольному учреждению;

III.Психо-эмоциональное
1.

Разработать планы индивидуальной

и

+

+

+

+

ДОО

+

Воспитатели
Муз.
рукокводитель.
воспитатели.

+

+

+
Зам.зав. по ВМР
воспитатели
инстр. по физо.

ДОО

+

Зам.зав. по ВМР

направление.
1. создание условий для
организации
психопрофилактической
поддержки детей раннего
возраста, групп риска;
2.
формирование
положительного отношения
при
общении
со
сверстниками, взрослыми;
IV. Оздоровительное
направление.

групповой работы с педагогами для создания
комфортной адаптации детей раннего
возраста.

.
+
воспитатели

2.
Консультативно-просветительская
и
профилактическая работа с родителями и
педагогами.
+
3. Изучение и применение в работе
методических рекомендаций:
- для родителей, имеющих детей с
ослабленным здоровьем.
1. Разработать план оздоровления и
осуществления контроля за выполнением
оздоровительных мероприятий.
2.
Разработать
модель
внедрения
здоровьесберегающих методик.
3. Поиск, изучение и внедрение эффективных
технологий и методик оздоровления:
- аромотерапия Г. Лаврентьевой;
- сеансы самовыздоровления;
- энергетическая гимнастика А. Уманской;
парадоксальная
гимнастика
А.
Стрельниковой;
психофизическое
раскрепощение
и
оздоровление
в
структурах
учебного
процесса В. Базарного;
- лечебные игры Галанова;
- театр физического развития и оздоровления
Н. Ефименко.

Задачи:
1. организация контроля и
помощи
в
обеспечении
требований
санитарноэпидемиологических
нормативов – СанПиН;
2. разработать комплексный
план
оздоровительных
мероприятий;
3. организация и контроль
закаливающих мероприятий.
4.
организация
здоровьесберегающей среды
в ДОУ;
5. повысить компетентность
родителей в вопросах охраны
здоровья и формирования 4.
Отслеживание
результативности
здорового образа жизни.
испытания здоровьесберегающих технологий.
5. Разработать план мероприятий с
родителями
по
охране
здоровья
и
формирования здорового образа жизни.

+

+

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
.

+
Зам.зав. по ВМР
воспитатели
инстр. по физо.

+
ДОО

+
Зам.зав. по ВМР
воспитатели
инстр. по физо.
муз.рук.,
+

+

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
медсестра.
Зам.зав. по ВМР
воспитатели
.

+
Зам.зав. по ВМР
воспитатели
+

6. Внедрение плана мероприятий с
родителями
по
охране
здоровья
и
формирования здорового образа жизни.
7. Разработать механизм использования
индивидуальных маршрутов здоровья.
8.
Внедрение
реабилитационных
мероприятий (фитотерапия, кислородный
коктейль, витаминотерапия, ароматерапия,
функциональная музыка, психогимнастика,
тренинги);

+
+

+

9. Разработать и внедрить профилактические
меры для снижения заболеваемости детей в
группах раннего возраста.
V.
Физическое
направление.
Задачи:
1.
развитие
физических
качеств
и
обеспечение
нормального
уровня
физической
подготовленности
в
соответствии
с
возможностями
и
состоянием
здоровья
ребёнка;
2. контроль за двигательной
активностью и становление
физической
культуры
дошкольников;
3. воспитание привычки
повседневной физической
активности;

1. Изучение и применение в работе
критериев оценки компетентности детей
старшего дошкольного возраста в области
культуры здоровья и развития движений.

Зам.зав. по ВМР
воспитатели

+

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
мед. работники

+
+

ДОО

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
.

+

2. Привлечение родителей к совместным с
детьми
спортивным
праздникам
и
развлечениям.

+

+

+

3.
Посещение
городских
семинаровпрактикумов
и
мастер-классов
по
организации физкультурной работы в
дошкольных учреждений.

+

+

+

4.
Участие в районных и городских
спортивных соревнованиях.
5.
Мониторинг
состояния
здоровья
воспитанников (диагностика соматического,

+

Зам.зав. по ВМР
воспитатели
,
Зам.зав. по ВМР
воспитатели,
специалисты

+

+

воспитатели,
инструктор по
физо.
воспитатели,
специалисты
воспитатели,
инструктор по
физо

4. обеспечение

дифференцированного
подхода
к
физическому
воспитанию
с
разными
группами здоровья;
5. Сохранение и укрепление
здоровья детей на основе
комплексного и системного
использования
доступных
для детского сада средств
физического
воспитания,
оптимизации двигательной
деятельности на свежем
воздухе.
VI. Валеологическое
направление.

физического, психического состояния и
функциональных возможностей организма).
6. Внедрить дополнительные услуги:
- ОФП
- школа мяча и др.

1. Определение структуры, выработка
критериев, уровней и методик диагностики
валеологической
культуры
детей
по
Задачи:
возрастным группам.
1.воспитание
валеологической культуры 2. Составление перспективного планирования
по
валеологическому
образованию
дошкольника.
дошкольников.
2. формирование у детей
3. Разработать и внедрить методику игровой
основ ЗОЖ.
диагностики для определения знаний, умений
и навыков здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить перспективный
план взаимодействия специалистов по темам
досугов
и
развлечений
в
рамках
оздоровительно-игровой
деятельности
экологической направленности.
5. Организовать культурное пространство с
учетом валеологической направленности.
VII. Комплексная
диагностика.

+

+
+

Зам.зав. по ВМР
.

+
ДОО

воспитатели.

+

воспитатели

+
+

+

+

+

Зам.зав. по ВМР
воспитатели

+
Зам.зав. по ВМР
Воспитатели,
инструктор по
физо
муз.руководитель

1. Выявление основных направлений и
системы мониторинга:
- медицинского
1.
наблюдение,
оценка,
- педагогического
прогноз состояния здоровья
детей с целью дальнейшей
организации
педагогического процесса.

ДОО

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Задачи:

VIII. Кадровое обеспечение

1. Формирование кадровых, материальных,
программно-методических
ресурсов
для
обеспечения
работы
дошкольного
учреждения в режиме развития.
2. Повышение квалификации педагогических
кадров.

Зам.зав. по ВМР
воспитатели,
медсестра.

Зам.зав. по ВМР.
Зам.зав. по ВМР.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».